Дети детям. О профессии
Профориентация и определение направления личного развития, является важным моментом, как в развитии человека, так и в развитии общества в целом.
По своему назначению, профориентация должна оказать существенное влияние на выбор жизненного пути молодежи, адаптацию к жизнедеятельности.
ДАТА РЕАЛИЗАЦИИ
2019 год
ПЛОЩАДКА
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
Проект придуман детьми, учитывает запросы детей, их восприятие и их интересы. Он призван стать одним из механизмов профориентации и разработки индивидуального образовательного плана учащихся школ Ижевска. Наша организация провела пилотные проектные сессии в РЛИ.
Учащиеся 8-10 классов Республиканской школы интернат – ученики из городов и сел Удмуртии. На сессиях проектирования, лицеистами были созданы индивидуальные и групповые проекты, цели которых – исследование особенностей профессий, апробация и передача опыта, знаний другим детям.
В процессе проектирования дети выявили особенность собственного восприятия и ожиданий, поняли, что изучать будущие профессии они должны сами, непосредственно на предприятиях, а в некоторых случаях непосредственно в реализации деятельности, с наставником – специалистом. Дети определили свои интересы по специальностям, выбрали профессии.
Обоснование социальной значимости
Сегодня уже 10 процентов зарегистрированных безработных в Удмуртии – это молодежь. Без работы оказываются молодые люди с дипломом в кармане. Получив образование, молодые специалисты часто остаются не востребованы. По мнению психологов, основная проблема сложившейся ситуации кроется в стереотипах современной жизни. Часто подростки не только ничего не знают о многообразии мира профессий и ситуации на рынке труда, но и неадекватно оценивают собственные возможности, выбирая себе профессию по ее престижности, оплате.
Для детей, к окончанию школы, остается неизвестностью, чем он будет заниматься во взрослой жизни. Так же дети имеют смутное представление о требованиях в профессии, к которой собираются готовиться, выпускаясь из школы стоят перед выбором и испытывают проблему самоопределения, направления профессиональной подготовки. Свою лепту вносят и образовательные учреждения, создающие ажиотаж вокруг так называемых модных специальностей. Юристы, экономисты, менеджеры разных мастей, особенно со среднеспециальным образованием, ежегодно пополняют ряды безработных. Между тем почти 80 процентов вакансий на рынке труда сейчас составляют рабочие и инженерные профессии.
Практика показывает, что до 70% студентов различных факультетов, не работают по специальности в дальнейшем, как ввиду не востребованности профессии, так и в связи с отсутствием желаемых условий работы. Зачастую ребенок понимает, лишь попав на рабочее место, какие особенности и условия, компетенции и личностные качества требуются в выбранной деятельности, подходит ли она ему. Наиболее удобная форма профориентации это включение в среду, возможность посмотреть самому рабочее место и спросить специалистов о плюсах, минусах, возможностях, ограничениях. Получение профориентационных знаний на предприятиях, изучение условий труда и прямой контакт с работодателями, HR службами, с мастерами рассматриваемой области, даст боле полное понимание профессионального направления.
Очевидно, что для подростков важным и авторитетным является мнение ровесников, опыт детей, переданный детям – оптимальная форма профориентации. Важно, чтобы дети передали свой опыт другим детям. Таким образом, решаются проблемы информированности, языкового барьера, доверия, доступных данных и ясных описаний образа профессии.
Проект “Дети детям. О Профессии” актуален для работодателей, образовательных учреждений, родителей и в первую очередь для развития самих детей, социальной адаптации и формирования их будущего.